С недавних пор к узким специалистам можно попасть только «через кабинет терапевта». У многих пациентов это вызывает недоумение – ведь, к сожалению, далеко не все привыкли объективно оценивать возможности терапевтических служб.
А, между прочим, подчас для решения того или итого вопроса посещения терапевта достаточно – врачи этой специальности владеют широким спектром знаний о заболеваниях внутренних органов. Об этом мы поговорим с участковым терапевтом поликлиники ГКБ № 8 Кристиной Коловой.
Точка в вопросе!
– Давайте, наконец, поставим в точку в таком вопросе: терапевт – это «распределительный пункт» на пути к узким специалистам или же сам по себе специалист широкого профиля, который может диагностировать и лечить многие заболевания?
– Когда внедрили новую систему оказания помощи населению, по которой мы должны выдавать талоны к узким специалистам, я часто сталкиваюсь с мнением, что терапевт – это всего лишь «сортировщик». Порой, практически все драгоценное время приема тратится на переубеждение пациента. Чаще всего я вижу подобный настрой у людей старшего возраста, которые раньше имели возможность обращаться к узким специалистам, основываясь лишь на собственном наитии. Молодые же люди не требуют с порога талончик, а, наоборот, охотно лечатся у терапевтов. Не стоит забывать, что терапевтическая наука и включает в себя кардиологию, гастроэнтерологию, пульмонологию, нефрологию и т. д. Терапевт обладает широким спектром знаний и прибегает к помощи узкого специалиста в том случае, если имеет место сложный клинический случай, патология, не являющаяся терапевтической или долгое течение болезни без положительной динамики.
– С какими жалобами обращаются пациенты чаще всего?
– По-прежнему самые частые пациенты – кардиологические, которым необходим подбор терапии. Гипертоники со стажем все прекрасно понимают, но тем не менее мы сталкиваемся с тем, что пациенты считают – месяц попринимали препарат, и все замечательно. И тогда на приеме пациент говорит: «Я месяц принимаю антигипертензивные препараты – вы меня не вылечили». Объясняем, что стабилизация артериального давления, достижение целевых уровней – длительный процесс. И для достижения результата нужен не только постоянный прием препаратов, а также изменение образа жизни, правильное питание и в целом внимательное отношение к себе.
Ежедневно бывают совершенно разные, интересные случаи. И я каждый прием ловлю себя на мысли, что нужно совершенствовать свои знания в узких специальностях, потому что пациенты задают очень много вопросов, и мы должны знать на них ответы и помогать пациентам узнать про их заболевание больше.
Лечить нельзя профилактировать!
– И вот один частый вопрос – а зачем нужна диспансеризация? Нужна ли она вообще? Должна ли медицина двигаться в сторону профилактики возникновения заболеваний?
– Диспансеризация нужна. И убедить в этом молодое поколение проще. Они заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми. Представители старшего поколения частенько говорят: «А зачем мне это?», потому что они не привыкли следить за своим здоровьем в динамике, не привыкли к тому, что после 40 лет должны каждый год проверяться. Для них привычно обращаться к врачу лишь тогда, когда происходит серьезная проблема. Повторюсь, молодежь не знает, как было раньше, – они живут по новым правилам, идут по пути профилактики заболеваний. По моему мнению, со сменой поколений ситуация будет меняться в лучшую сторону. С каждым годом мы видим, как люди с большей охотой идут на диспансеризацию или же приходят не потому, что заболело, а потому, что хочется знать о возможных проблемах со здоровьем.
– Насколько обосновано такое беспокойство? Проверять тот или иной орган или систему органов без наличия симптомов?
– Бывают такие нарушения, когда симптомов может и не быть или же клиническое проявление болезни весьма стертое. Именно поэтому мы всегда без проблем помогаем и отправляем на диагностику. И, как правило, что-то выявляется. Например, железодефицитная анемия. Человек думает, что устал, потому что работы много. Не акцентирует на этом внимание, а мы смотрим анализы и видим низкий гемоглобин, низкий уровень ферритина. Бывает повышенный уровень глюкозы в крови – состояние, когда пациент может с легкостью пропустить мелкие звонки: ну, подумаешь, стал чаще пить, появилась сухость во рту. Следует помнить, что множество заболеваний может протекать длительное время бессимптомно или с минимальной симптоматикой, или прятаться под маски других.
Интернет все знает!
– Сейчас можно самовольно пойти и сдать платно тот или иной анализ. Например, проверить уровень сахара, холестерина, сделать общий анализ крови… Как вы рассматриваете такую ситуацию, когда человек сам анализы сдал, сам сравнил с нормами, ничего у себя не нашел – и живет спокойно?
– Хорошо, когда пациенты думают о своем здоровье, сдают анализы и обследуются. Но лучше прийти в поликлинику и проконсультироваться, потому что бывает такое: есть симптомы, но нет выраженных изменений в анализах. А бывает наоборот – в анализах, в результатах инструментальных методов исследования есть изменения, а симптомов нет. Это объясняется компенсаторными механизмами в нашем организме. Мы рады, когда люди узнают о своем состоянии здоровья. Ведь далеко не всегда за изменением показателей следует незамедлительное медикаментозное лечение. Иногда достаточно насторожиться, скорректировать образ жизни (например, начать правильно питаться), и все придет в норму.
– Тогда такой вопрос: если у меня небольшие отклонения в анализах или что-то, что меня «беспокоит, но не сильно», могу ли я проконсультироваться в Интернете – ведь сейчас очень много онлайн-консультаций? Не беспокоить вас… по пустякам.
– Я против онлайн-консультаций. Пациента надо видеть. Например, у человека могут быть проблемы с печенью – я онлайн не увижу, что присутствует желтушность покровов, склер. Я не смогу увидеть и оценить отеки, деформацию суставов, сыпные элементы на коже и т. д. Как же тогда я смогу помочь?
К Интернету нужно относиться очень осторожно. Нужно знать, где смотреть медицинскую информацию, ведь сайтов очень много. Есть такие, от которых мы, врачи, в шоке. Когда указывается заболевание, медикаментозная терапия, а затем – народные методы, которые очень часто ничего, кроме бурной аллергической реакции, не дадут. А есть, например, сайты, где можно скачать научные рекомендации, где пациент может посмотреть этиологию и патогенез своего заболевания и больше знать о собственном организме. Я считаю, что в эпоху Интернета население должно знать о проверенных интернет-ресурсах, где они могут прочитать действительно полезную информацию.
Отдельно скажу о препаратах, которые рекламируются в брошюрах, оставляемых в почтовых ящиках. Периодически ко мне приходят пациенты и жалуются, что заказали, например, экстракт алоэ, а он не помог. Начинаю рассказывать о заболевании, и пациент сам понимает, что алоэ никак не может повлиять на механизмы развития недуга. Зато несвоевременное обращение к врачу приводит к осложнениям. К большому сожалению, пациенты очень мало информированы о своих возможных недомоганиях, и я считаю своей обязанностью объяснить каждому, почему с ним случился тот или иной недуг.
Бесплатный сыр в мышеловке!
– И, напоследок, вопрос о частных центрах, где навязывают якобы медицинские услуги под предлогом, что иначе пациента ждет скорая смерть. Возможны ли такие ситуации, когда человек своими ногами пришел на прием, и у него обнаружили смертельную проблему, требующую немедленной коррекции?
– В большинстве случаев немедленной коррекции требуют острые состояния. Но, как правило, если это острое отравление, острое нарушение мозгового кровообращения, острый коронарный синдром и т. д. – пациент не в состоянии самостоятельно куда-то идти, ему вызывают скорую. В остальных случаях нужно крепко задуматься, почему вам предлагают обследоваться бесплатно. То, что пациент получает по полису ОМС бесплатно для него, это не значит, что прием врача, медицинская манипуляция или обследование не стоит денег – за это платит Фонд обязательного медицинского страхования.